Юридическое бюро "Линия права". Лучшие адвокаты в Запорожье. Звоните +38 (066) 08-90-926, +38 (063) 73-68-733

Участник АТО, ветеран войны, а правильную ли выплату ты получил к 5 мая?

Участник АТО, ветеран войны, а правильную ли выплату ты получил к 5 мая?
Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда принял решение в образцовом деле № 440/2722/20 об осуществлении социальных выплат ветеранам войны.
Это решение суда является образцовым для дел, в которых предметом спора является обжалование действий (бездействий) органа, уполномоченного осуществлять выплату разовой ежегодной денежной помощи до 5 мая (Управление социальной защиты населения по месту жительства и/или Центр по начислению и осуществлению социальных выплат) по начислению и выплате разовой денежной помощи до 5 мая в 2020 году в размере, предусмотренном статьей 13 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты».

Обстоятельствами образцового дела, которые обусловливают типичное применение норм материального права, КАС назвал:
- лицо, имеющее статус лица с инвалидностью вследствие войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 13 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты».
- ответчиком является орган, уполномоченный осуществлять выплату разовой ежегодной денежной помощи до 5 мая (Управление социальной защиты населения и/или Центр по начислению и осуществлению социальных выплат)
- предметом спора является размер разовой денежной помощи до 5 мая в 2020 году.

Верховный Суд, рассматривая дело, как образцовое, обратил внимание на следующее.

Отношения по поводу социальной защиты ветеранов войны как особой отдельной категории граждан урегулированы, прежде всего, предписаниями Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты».
Льготы лицам с инвалидностью вследствие войны установленные статьей 13 указанного Закона.
Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины« О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты » от 25.12.1998 статья 13 Закона Украины« О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» была дополнена частью четвертой следующего содержания:
«Ежегодно до 5 мая инвалидам войны выплачивается разовая денежная помощь в размерах: инвалидам I группы - десять минимальных пенсий по возрасту; II группы - восемь минимальных пенсий по возрасту; III группы - семь минимальных пенсий по возрасту ».

Пунктом 20 раздела II Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2008 год» упомянутые выше нормы права изложены в следующей редакции:
«Ежегодно до 5 мая инвалидам войны выплачивается разовая денежная помощь в размерах, определяемых Кабинетом Министров Украины в пределах бюджетных назначений, установленных законом о Государственном бюджете Украины».
В дальнейшем решением Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 № 10-рп/2008 признаны неконституционными в частности положения статьи 67 раздела I, пунктов 2-4, 6-8, 10-18, подпункта 7 пункта 19, пунктов 20-22, 24- 34, подпунктов 1-6, 8-12 пункта 35, пунктов 36-100 раздела II «внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины» и пункта 3 раздела III «Заключительные положения» Закона Украины «о Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».
Таким образом, на момент начисления и выплаты в апреле 2020 истцу единовременного пособия и на дату обращения истца с заявлениями к ответчикам о пересчете помощи, действовала ст. 13 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» в редакции Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины« О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 25.12.1998, которая предусматривала размер помощи до 5 мая лицам с инвалидностью 2 группы - 8 минимальных пенсий по возрасту.

Наряду с этим, законодателем правоотношения по начислению, выплатам и размерам единовременного пособия до 5 мая были с 01.01.2015 также урегулированы пунктом 26 раздела VI Бюджетный кодекс Украины.
В соответствии с пунктом 26 раздела VI Бюджетный кодекс Украины было определено, в частности, что нормы и положения статей 12, 13, 14, 15 и 16 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украина, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования.

То есть Кабинету Министров Украины были делегированы полномочия устанавливать в частности размер разовой денежной помощи до 5 мая.
На реализацию предписаний этой нормы закона Кабинетом Министров Украины принято постановление от 19.02.2020 №112 «Некоторые вопросы выплаты в 2020 году разовой денежной помощи, предусмотренной Законами Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты »и« О жертвах нацистских преследований», где предусмотрено, что районные органы социальной защиты населения, центры по начислению и осуществлению социальных выплат перечисляют средства через отделения связи или учреждения банков на лицевые счета граждан по месту получения пенсии (лицам, которые не являются пенсионерами, - по месту их проживания или получения денежного содержания) в следующих размерах: лицам с инвалидностью вследствие войны и бывшим малолетним (которым на момент заключения не исполнилось 14 лет) узникам концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания, признанным лицами с инвалидностью вследствие общего заболевания, трудового увечья и по другим причинам: I группы - 4120,00 грн; II группы - 3640,00 грн; III группы - 3160,00 гривен.

Согласно решению Конституционного Суда Украины от 27.02.2020 по делу 1-247/2018 (3393/18) признано не соответствующим Конституции Украины, отдельное положение пункта 26 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины в части, предусматривающей, что нормы и положения статей 12, 13, 14, 15 и 16 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22 октября 1993 года № 3551-ХII (далее - Закон № 3551) применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования.
По юридической позиции Конституционного Суда Украины «установление льгот ветеранам войны, лицам, на которых распространяется действие Закона № 3551, является одним из средств реализации государством конституционного долга по обеспечению социальной защиты лиц, защищали Родину, ее суверенитет и территориальную целостность, и членов их семей. Государство не может в одностороннем порядке отказаться от обязательства по социальной защите лиц, уже выполнили свой долг перед государством по защите ее суверенитета и территориальной целостности. Невыполнение государством социальных обязательств по ветеранов войны, лиц, на которых распространяется действие Закона № 3551, подрывает доверие к государству ... Социальная защита ветеранов войны, лиц, на которых распространяется действие Закона № 3551, направлены на обеспечение им достаточного жизненного уровня. Ограничения или отмены льгот для ветеранов войны, лиц, на которых распространяется действие Закона № 3551, без равноценной их замены или компенсации является нарушением обязательств государства по социальной защите лиц, защищали Родину, и членов их семей. В случае изменения правового регулирования приобретенные указанными лицами льготы или иные гарантии социальной защиты должны быть сохранены с обеспечением возможности их реализации. Ограничения или отмены таких льгот, иных гарантий социальной защиты возможно только в случае введения равноценных или более благоприятных условий социальной защиты» (абзацы второй, третий пункта 5 мотивировочной части Решения от 18 декабря 2018 года № 12-р / 2018).

Конституционный Суд Украины обратил внимание, что предмет регулирования Кодекса, так же как и предмет регулирования законов Украины о Государственном бюджете Украины на каждый год, является специальным, обусловленным положениями пункта 1 части второй статьи 92 Основного Закона Украины.
Конституционный Суд Украины в своем Решении от 22 мая 2008 года № 10-рп/2008 отмечал, что «законом о Госбюджете нельзя вносить изменения в другие законы, останавливать их действие или отменять их, поскольку по объективным причинам это создает противоречия в законодательстве, и как следствие - отмены и ограничения прав и свобод человека и гражданина. В случае необходимости остановки действия законов, внесения в них изменений и дополнений, признания их недействительными должны использоваться отдельные законы» (абзацы третий, четвертый подпункта 5.4 пункта 5 мотивировочной части).

Таким образом, исходя из того, что предмет регулирования Кодекса, так же как и предмет регулирования законов Украины о Государственном бюджете Украины на каждый год, является специальным, обусловленным положениями пункта 1 части второй статьи 92 Основного Закона Украины, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что кодексом нельзя вносить изменения в другие законы Украины, останавливать их действие или отменять их, а также устанавливать другое (дополнительное) законодательное регулирование отношений, отличное от того, что является предметом специального регулирования другими законами Украины.

Конституционный Суд Украины пришел также к выводу, что установление пунктом 26 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Кодекса другого, чем в статьях 12, 13, 14, 15 и 16 Закона № 3551, законодательного регулирования отношений в сфере предоставления льгот ветеранам войны вызывает юридическую неопределенность при применении указанных норм Кодекса и Закона № 3551, что противоречит принципу верховенства права, установленном статьей 8 Конституции Украины.
Кроме того, Конституционный Суд Украины в Решении от 18 декабря 2018 года № 12-р/2018 уже отмечал, что «обеспечение государством социальной защиты лиц, которые в соответствии с долга, возложенного на них частью первой статьи 65 Конституции Украины, защищали Родину, суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность Украины, и членов их семей, согласно части пятой статьи 17 Конституции Украины в сочетании с частью первой настоящей статьи означает, что предоставление льгот и других гарантий социальной защиты ветеранов войны, лицам, на которых распространяется действие Закона № 3551, не имеет зависеть от материального положения их семей и не должно обусловливаться отсутствием финансовых возможностей государства» (абзац девятый пункта 6 мотивировочной части).

Таким образом, Суд пришел к выводу, что с 27.02.2020 заявитель приобрел право на социальное обеспечение в порядке редакции Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 25.12.1998 № 367-ХIV, которая предусматривала размер помощи до 5 мая для лиц с инвалидностью 2 группы вследствие войны - восемь минимальных пенсий по возрасту.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, нужны услуги компетентного адвоката в Запорожье или любая другая юридическая помощь, запишитесь на консультацию в Юридическое бюро «Линия права» по тел. 063-736-87-33, 066-089-09-26.
Made on
Tilda