Так, например, купив флешку, вы оплатили сбор в размере 0,75% от таможенной стоимости такого товара. За приобретение мобильного телефона или планшета придется отдать 0,15%, ноутбука - 0,2%. MP3-плеер обойдется в 1% от таможенной стоимости. Перечень таких товаров насчитывает 33 товарные позиции, а указанные проценты в ближайшее время могут быть увеличены в 3 - 4 раза.
Это называется – сбор за частное копирование.
Разумеется, в пределах одной покупки это небольшая сумма, но не надо забывать о других обязательных налогах и сборах, которые входят в стоимость товара. В совокупности эти платежи способствуют «серому импорту», поскольку такие товары неофициально освобождаются от уплаты как налогов так и сбора с частного копирования и, разумеется, имеют более привлекательное для потребителя ценовое предложение.
Но, все по порядку.
Сбор за частное копирование – это компенсация, которая удерживается с покупателей оборудования в пользу авторов (правообладателей) в связи с вероятностью потери последними авторского вознаграждения или ее части вследствие невозможности достоверно подтвердить или опровергнуть факт использования соответствующих произведений при копировании в домашних условиях.
Такая формулировка наверняка не понравится правообладателям и организациям коллективного управления (ОКУ), но она в полной мере отражает не только беспочвенность такого сбора, но и в отдельных случаях подчеркивает его незаконность, поскольку взыскание сбора с оборудования или носителей, которые фактически не будут использоваться для частного копирования, является неправомерным.
Сбор, распределение и выплату надлежащего правообладателям вознаграждения за воспроизведение экземпляров произведений и объектов смежных прав в личных целях, как правило, осуществляют организации коллективного управления.
Сбор за частное копирование был введен в Украине в 2003 году в эпоху аналоговых устройств. Тогда происходило копирования аудио- и видеокассет, отсутствовали технологии прямой коммуникации между потребителем и автором. Если потребитель делал дома копию кассеты и передавал ее друзьям, то автор испытывал материальные убытки. Поэтому создавались ОКУ, которые взимали сборы, отчисления с аудио- и видеокассет, а также по оборудованию для копирования. Затем ОКУ должны были распределять эти средства между авторами.
С тех пор технологии изменились, однако сбор остался.
В мае 2018 года парламент принял закон об управлении имущественными правами. Документ предлагает платить процент за потенциальную возможность осуществления копии. Если раньше покупка пустой кассеты означала, что на нее что-то запишут, то сейчас приобретение смартфона или телевизора не гарантирует загрузки контента.
Кроме того, закон «облагает» даже обычную офисную бумагу и копировальные машины. Сбор вводится с потенциальную возможность того, что с помощью бумаги или копировальной машины будет сделана копия книги, и это нанесет материальный ущерб автору.
Минэкономики наделило правом взимать отчисления только две организации: УМА и ВААП. Первая взимает вознаграждение со смартфонов, планшетов, ноутбуков и телевизоров, вторая – с бумаги и копировальных устройств.
Однако, далеко не во всех странах существует сбор со смартфонов и телевизоров. Каждая страна сама решает, устанавливать такой сбор или нет. В пяти странах Евросоюза этого сбора нет. Сбор с бумаги вообще существует ТОЛЬКО в трех странах мира.
Европейская бизнес-ассоциация также обращает внимание на ряд проблем:
1. Сбор является пережитком прошлого. Он вводился в эпоху аналоговых устройств, когда потребители и авторы не имели технической возможности общаться напрямую.
2. УМА предлагает увеличить размер сбора в 3 - 4 раза. В ассоциации считают предложенные ОКУ тарифы экономически необоснованными. Они приведут не только к удорожанию легальной техники и материальных носителей, но и к дальнейшему искажению конкуренции в отрасли. Введение сбора с легального оборудования увеличит объемы нелегального импорта, доля которого по определенным категориям составляет около 30%.
3. Предложенные тарифы приведут к подорожанию техники для потребителя.
4. В случае с отдельными категориями носителей - копировальными устройствами и бумагой - речь идет о введении нового «налога», в логике которого - гипотетическая возможность сделать копию книги и передать ее другому потребителю.
5. Согласно исследованию компании GfK, исключительно легальные ресурсы использует только каждый десятый украинец. В то же время, согласно директиве ЕС и законодательством Украины, отчисления из стоимости оборудования является обоснованным, если потребитель загружает файл из легального ресурса. Загрузка авторских произведений из нелегальных ресурсов запрещена и не является предметом этого регулирования. То есть если потребитель незаконно использует контент, здесь нет вины производителя техники и брать с него сбор нелогично.
6. 36% владельцев смартфонов, которые просматривают видео и слушают музыку, не используют их для хранения файлов, и только 15% пользователей электронных книг печатают книги на принтере. Отчисления же хотят взимать со всех легально ввезенных или изготовленных не территория Украины устройств и носителей.
В мире сборы с репрографии в 5 раз меньше, чем со смартфонов, планшетов и телевизоров в Украине. В 2019 году из чистых носителей было собрано 13 млн грн, из репрографии сборы составят 2,5 млн грн в год.
В то же время обращается внимание на непрозрачность принципов распределения средств, собираемых ОКУ. Никто не знает, какие книги и сколько раз были скопированы или сколько раз и куда были загружены песни. Организации, которые собирают деньги с импортеров электроники, также собирают их с телеканалов, радиостанций и ресторанов. Сейчас многие участники упомянутых индустрий оспаривают в судах аккредитацию этих организаций.
Если у Вас возникли какие-либо вопросы, нужны услуги компетентного адвоката в Запорожье или любая другая юридическая помощь, запишитесь на консультацию в Юридическое бюро «Линия права» по тел. 063-736-87-33, 066-089-09-26.