Юридическое бюро "Линия права". Лучшие адвокаты в Запорожье. Звоните +38 (066) 08-90-926, +38 (063) 73-68-733

Отпуск участникам боевых действий: проблемные аспекты

Отпуск участникам боевых действий: проблемные аспекты
В условиях гибридной войны Украина как государство априори беспокоиться о соблюдении существующих и установку новых гарантий социальной защиты как военнослужащих, так и других категорий защитников ее суверенитета и территориальной целостности. В этой статье рассмотрим вопросы реализации участниками боевых действий права на компенсацию так называемого отпуска УБД.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», участникам боевых действий предоставляется льгота в получении дополнительного отпуска с сохранением заработной платы сроком 14 календарных дней в году. Однако в соответствии с п. 19 ст. 101 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», предоставление военнослужащим в периоды, предусмотренные п. 17 (в период с момента объявления мобилизации до момента введения военного положения или момента принятия решения о демобилизации) и 18 (в особый период во время действия военного положения) этой статьи других видов отпусков, кроме отпусков военнослужащим-женщинам в связи с беременностью и родами, по уходу за ребенком до достижения ими 3-летнего возраста, а в случае, если ребенок нуждается в домашнем уходе, - продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения им 6-летнего возраста, а также отпусков по болезни или для лечения после тяжелого ранения по заключению (постановлением) военно-врачебной комиссии, прекращается.

В то же время абз. 3 п. 14 ст. 101 Закона «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» определено, что в год увольнения указанных в абз. 1, 2 настоящего пункта военнослужащих со службы в случае неиспользования ими ежегодного основного или дополнительного отпуска им выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные дни ежегодного основного отпуска, а также дополнительного отпуска, в т.ч. военнослужащим-женщинам, имеющим детей. То есть, если лицо со статусом участника боевых действий или инвалида вследствие войны уволилось с военной службы, и при этом за время службы в особый период ей не предоставлялся дополнительный отпуск с сохранением заработной платы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», в расчет при увольнении должна быть включена выплата денежной компенсации за все неиспользованные дни такого дополнительного отпуска.

Однако, фактически выплату компенсации за нереализованный отпуск УБД начали осуществлять, в частности в Вооруженных Силах Украины, начиная с 2019 года. До этого такой вид компенсационных выплат, как правило, не указывался даже в приказах об увольнении со службы.

В случае, если участник боевых действий не получил указанных выше компенсационных выплат, он сможет восстановить такое нарушенное право, в частности, обратившись с соответствующим требованием к воинской части, а в случае получения отказа в ее удовлетворении - в судебную инстанцию. Алгоритм действий в данном случае может быть следующий:

1) направление в военную часть (другое учреждение, нарушившее право на получение компенсации) письменного требования по начислению и выплате денежной компенсации за все неиспользованные дни дополнительного отпуска как участнику боевых действий за соответствующий период службы;

2) получение ответа об удовлетворении/неудовлетворении требований и в соответствии с этим принятие дальнейшего решения. Если требование оставлено без ответа, перед обращением в суд целесообразно все же дождаться окончания месячного срока, установленного законодательством для рассмотрения обращений граждан;

3) в случае неудовлетворения требования (часто ответы содержат скрытый отказ: «... Вам обязательно будет осуществлена ​​соответствующая выплата при получении соответствующих ассигнований из бюджета ...» и т.п.) - подачи искового заявления в административный суд о признании действий и бездеятельности противоправными, обязательства совершение определенных действий. При этом следует учесть, что лица со статусом участника боевых действий и лица с инвалидностью вследствие войны освобождены от уплаты судебного сбора на основании п. 9, 13 ч. 1 ст. 5 Закона Украины «О судебном сборе» при рассмотрении дел во всех судебных инстанциях. Кроме того, согласно ч. 1-2 ст. 257 Кодекса административного судопроизводства Украины, по правилам упрощенного искового производства рассматриваются дела незначительной сложности, а также может быть рассмотрено любое дело, отнесенное к юрисдикции административного суда, за исключением дел, указанных в ч. 4 этой статьи. Поэтому истцу во избежание материальных и временных затрат, связанных с участием в судебных заседаниях, стоит вместе с исковым заявлением (или в тексте заявления) заявить ходатайство о рассмотрении дела по правилам упрощенного искового производства (в письменном производстве) без участия истца;

4) в случае положительного решения дела судом, когда решение вступило в законную силу, получить в суде (по заявлению) исполнительный документ и направить его вместе с копией решения в соответствующее подразделение исполнительной службы для принудительного исполнения.

Стоит отметить, что начиная с 2019 г. в украинской судебной практике прослеживается положительная тенденция по разрешению споров, связанных с нарушением права на выплату компенсации за отпуск УБД в пользу истцов. Так, Большая Палата Верховного Суда в постановлении от 21.08.2019 в образцовом деле №620/4218/18 (Пз/9901/4/19) сформировала правовую позицию в пользу участников боевых действий, в частности относительно следующего:

«... 31. Анализ указанных норм свидетельствует о том, что в период с момента объявления мобилизации прекращается предоставление военнослужащим других видов отпусков, в т.ч. дополнительного социального отпуска. Однако Законом №2011-XII не установлено прекращение выплаты компенсации за неиспользованные части дополнительного социального отпуска, право на которую истец приобрел за период прохождения им военной службы ...».

«... 34. Итак, в случае увольнения военнослужащих с военной службы им выплачивается компенсация за все неиспользованные ими дни ежегодного отпуска, в т.ч. за неиспользованные дни дополнительного отпуска, предусмотренного ст. 16-2 Закона №504/96-ВР и п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона №3551-ХII ...»

«... 36. Учитывая указанное Большая Палата Верховного Суда соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при увольнении с военной службы в запас ОСОБА_1 имел право на получение денежной компенсации за неиспользованный им в 2015-2018 гг. дополнительный отпуск как участник боевых действий, предусмотренный п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона №3551-XII, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению ...»

Учитывая наличие правовых заключений по указанному образцовому делу, рассмотренному Верховным Судом, суды первой и апелляционной инстанций, принимая решение в подобных делах, как правило, не отступают от позиции суда кассационной инстанции и восстанавливают нарушенные права участников боевых действий на получение денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск . Поэтому истцам стоит в тексте искового заявления отметить, что при принятии решения в типичном деле, соответствует признакам, изложенным в решении Верховного Суда по результатам рассмотрения образцового дела, суд должен учитывать правовые выводы ВС, изложенные в решении по результатам рассмотрения образцового дела (ч. 3 ст. 291 КАС Украины). А поскольку административное дело, что будет рассматриваться, отвечает признакам типичного, следует попросить суд при ее решении учесть правовые заключения Верховного Суда, изложенные в постановлении от 21.08.2019 в образцовом деле №620/4218/18 (Пз/9901/4/19).

Кроме того, необходимо обратить внимание на вопросы сроков обращения в административный суд.

Ответчики в указанных спорах, как правило, не соглашаются с исковыми требованиями участников боевых действий и в своих отзывах часто ссылаются на, в частности, пропуски истцами срока обращения в суд. Однако Верховный Суд в постановлении от 21.08.2019 в образцовом деле №620/4218/18 (Пз/9901/4/19) также отмечает, что специальным законодательством прямо не урегулирован вопрос сроков обращения в суд в связи с нарушением ответчиком законодательства об оплате труда (выплату денежного обеспечения), однако по смыслу п. 3 раздела XXXI Порядка выплаты денежного обеспечения военнослужащим Вооруженных Сил Украины и некоторым другим лицам, утвержденного приказом министра обороны Украины от 7 июня 2018 №260, денежная компенсация выплачивается за все неиспользованные дни ежегодного основного отпуска, а также дни дополнительного отпуска, в т.ч. за прошлые годы. Следовательно, право на получение таких выплат не ограничивается одним сроком.
Таким образом, можем сделать вывод, что украинская судебная система в решении вопроса о восстановлении нарушенного права на компенсацию отпуска УБД преимущественно становится на сторону истцов по таким делам. И если лицам со статусом участников боевых действий или инвалидам вследствие войны вдруг «забыли» при увольнении со службы выплатить денежную компенсацию за неиспользованный ними дополнительный отпуск, стоит обратиться за восстановлением нарушенного права в судебные инстанции.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, нужны услуги компетентного адвоката в Запорожье или любая другая юридическая помощь, запишитесь на консультацию в Юридическое бюро «Линия права» по тел. 063-736-87-33, 066-089-09-26, на сайте https://linia-prava.in.ua или социальных сетях Facebook и Іnstagram.
Made on
Tilda