Кто такой охранник?
Охранник торгового заведения - это работник (персонал) такого заведения или охранной компании, которая является субъектом хозяйствования любой формы собственности, созданным и зарегистрированным на территории Украины, который осуществляет охранную деятельность на основании полученной в установленном порядке лицензии (статья 1 Закона Украины «Об охранной деятельности»).
Права охранника торгового заведения
В соответствии со статьей 12 Закона Украины «Об охранной деятельности» персонал охраны во время выполнения своих функциональных обязанностей, в частности имеет право:
- требовать от посетителей прекращения противоправных действий;
- требовать от должностных лиц объектов охраны и других лиц соблюдения внутриобъектного и пропускного режимов;
- противодействовать правонарушителям и немедленно уведомлять органы Национальной полиции Украины о совершении уголовного или административного правонарушения;
- по добровольному согласию физических лиц при осуществлении пропускного режима на объектах охраны проводить досмотр вещей, транспортных средств, изымать вещи и документы, являющиеся орудиями или предметами правонарушения, проверять документы, удостоверяющие физическое лицо;
- проводить открытую видео- и фотосъемку событий как вспомогательное средство предотвращения противоправных действий с обязательным обнародованием на охраняемом объекте, информации об осуществлении таких мероприятий.
Что делать, если охранник задержал покупателя и настаивает на осмотре его личных вещей
Если охранник или кассиры заподозрили покупателя в краже, то проверка его личных вещей может осуществляться только с его добровольного согласия. Если покупатель отказывается добровольно показать свои вещи, охранник должен немедленно сообщить органы Национальной полиции Украины и задержать покупателя до приезда представителей правоохранительных органов.
В случае предоставления согласия на досмотр вещей, покупатель вправе настаивать на присутствии во время совершения таких действий не менее двух свидетелей.
Действия покупателя, если его заподозрили в краже:
- требовать доказательств в виде фото- или видеосъемки его причастности к краже;
- отказаться пройти в комнату охраны, если охранник на этом настаивает;
- в случае выражения требования охранника о предоставлении вещей для осмотра вызвать правоохранительные органы.
Если покупатель не совершал кражи в торговом заведении, а его заставили показывать свои вещи, он вправе обжаловать такие действия, обратившись в территориальный орган Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, правоохранительных органов или в суд с соответствующим заявлением.
Если у Вас возникли какие-либо вопросы, нужны услуги компетентного адвоката в Запорожье или любая другая юридическая помощь, запишитесь на консультацию в Юридическое бюро «Линия права» по тел. 063-736-87-33, 066-089-09-26.
