Если ВРУ одобрит этот проект, то крупные землевладельцы получат возможность через суд отбирать соседние земельные наделы. Мелким собственникам взамен предоставят некую денежную компенсацию, но в итоге переселят их на другие участки.
Со слов старшего партнер АО «Кравец и партнеры» Р. Кравец – «власти решили при открытии рынка земли действовать тихим сапом, постепенно внося в законодательство массу мелких изменений, которые в конечном счете вообще могут перекроить в Украине философию оборота земель сельскохозяйственного назначения».
В Кабмине, продвигая этот законопроект, прикрываются двумя главными аргументами.
1. Первый состоит в том, что в связи с введением в Украине с 1 июля этого года рыночного оборота земель с/х назначения возникает необходимость установления правила о принудительной консолидации на основе права собственности.
Этот аргумент приводит и представитель правительства в ВРУ В. Мокан.
"В странах Европы с развитыми правовыми системами и действующим принципом верховенства права имеется богатый опыт правового регулирования этих отношений: консолидация осуществляется во многих случаях по решению суда или квазисудебных органов на основании специальных проектов", – пишет он в Facebook.
Но тут сразу же возникает риторический вопрос насчет «развитой правовой системы» и «принципа верховенства права» в Украине.
2. Второй аргумент – проект закона якобы позволит вследствие перераспределения земель «устранить различные недостатки землепользования» – дальноземелье, мелкоконтурность, клиноземелье и т.п. А это должно способствовать установлению рыночной стоимости участков с/х назначения и условий для развития рыночных арендных отношений.
Главным образом, речь идет об отстаивании интересов крупных землевладельцев. Как обращает внимание юрист И. Коржук, если ВРУ одобрит законопроект, то тем самым в результате она нарушит конституционные права граждан.
Что же на самом деле «пропихивают»?
На самом деле перед властями поставлено задание продать как можно больше земель: иностранным инвесторам в Украине делать нечего, так как вся земля, которая более-менее плодородная и имеет большие массивы, уже обрабатывается крупными компаниями, фермерскими и сельскими хозяйствами.
"На сегодняшний день власти пошагово пытаются такими законами максимально лишить права собственности, аренды и возможности обработки земли гражданами и начать все с чистого листа, чтобы дать иностранцам возможность скупить эти массивы земли. И таких законов несколько. Например, о пересмотре договоров аренды", – говорит Р. Кравец.
Очевидно, если речь идет о консолидации наделов, то возникает вопрос недвижимости, которой владеет то или иное мелкое хозяйство. К примеру, дачный домик, который попросту могут снести.
"Вам скажут: «мы его оценили в 5 тыс. грн. Вот вам деньги на депозит суда и идите судиться». Будут проводить оценки, будут десятки судов, введут, возможно, для оценки какую-то очередную комиссию. Правда, я опасаюсь, что оценка, будет несправедливой", – резюмирует Р. Кравец.
Смогут ли принудительно выкупить надел?
Есть только одна возможность принудительного выкупа земельного участка государством – если речь идет об интересах общества.
Такое решение принимает суд.
Та консолидация, о которой говорят в Кабмине, удовлетворения таких государственных потребностей не предусматривает.
Если же один или несколько собственников отчуждаемого участка являются также владельцами жилого дома, других зданий, сооружений, многолетних насаждений, размещенных на земле – требование об отчуждении участка разбирают вместе с требованием о прекращении права собственности на указанные объекты и рассматривается с каждым из собственников отдельно.
По материалам UBR.
Если у Вас возникли какие-либо вопросы, нужны услуги компетентного адвоката в Запорожье или любая другая юридическая помощь, запишитесь на консультацию в Юридическое бюро «Линия права» по тел. 063-736-87-33, 066-089-09-26.