6 декабря 2018 ВРУ приняла Закон «Об информации для потребителей о пищевых продуктов». Отныне любой пищевой продукт должен сопровождаться информацией о нем. Информация должна быть точной, достоверной, понятной и находиться непосредственно на упаковке или этикетке.
Обязательным для предоставления является следующая информация:
- название продукта, перечень ингредиентов и их количество;
- ингредиенты, которые вызывают аллергию или непереносимость;
- количество продукта в установленных единицах измерения;
- минимальный срок годности или дата «принять к»;
- любые специальные условия хранения и/или использования;
- наименование и местонахождение оператора рынка или импортера;
- страна или место происхождения;
- инструкции по использованию;
- фактическое содержание спирта в напитке;
- информация о питательной ценности.
Вы разбили бутылку в супермаркете. Что делать?
Согласно Гражданскому кодексу Украины, пока продукция не приобретена, риск повреждения лежит на владельце/магазине.
Если администрация/охрана магазина настаивает на оплате поврежденного товара - требуйте составить акт о нанесении вреда и предоставить факты, доказывающие вашу вину.
Вина покупателя и обязанность заплатить за уничтоженный или поврежденный товар устанавливается судом. На месте ничего не оплачивается, только фиксируется.
Если администрация/охрана магазина не выпускает Вас из помещения - ссылайтесь на Закон Украины «О защите прав потребителей», которым запрещается требование оплаты продукции без согласия потребителя.
Когда после всех аргументов Вас заставляют платить за разбитый/поврежденный товар и отказываются составить акт нарушения на месте - вызывайте полицию!
Продавец отказывается совершить безналичный расчет за покупку товара?
Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сфере продажи товаров (услуг) и которые используют регистраторы расчетных операций (РРО), должны обеспечить прием электронных платежных средств. Другие субъекты хозяйствования могут использовать платежные терминалы по собственному желанию.
Если Вам отказали в расчете банковской картой - обратитесь с жалобой на горячую линию Госпродпотребслужбы и требуйте применения к продавцу санкций за нарушение положений Закона «О защите прав потребителей».
Штраф полагается за отказ осуществить безналичный расчет или отсутствие POS-терминала там, где он должен быть. Перечень таких мест определен постановлением КМУ №878 от 29 сентября 2010 года.
Платежные карты могут не принимать магазины и кафе, оборудованные кассовыми аппаратами, если их торговая площадь меньше 20 кв.м (кроме заправок) или если они находятся в населенных пунктах, где проживает менее 25 000 человек. Также платежные терминалы могут не иметь столовые на предприятиях, в учебных заведениях и воинских частях.
Если цена товара (услуги) на ценнике и чеке не совпадает?
Информация о цене должна быть предоставлена потребителю до приобретения товара (услуги).
Ценник должен быть:
- четкий и простой для понимания.
- отражать цену каждой единицы или категории продукции.
- включать все налоги и платежи, уплачиваемые при приобретении.
ПОМНИТЕ! Нечеткие или двусмысленные положения договоров с потребителями толкуются в пользу потребителя.
При возникновении недоразумений при расчете за товар:
1) Обратитесь в администрацию магазина с требованием вернуть разницу между ценой на ценнике и в чеке.
2) В случае отказа - обратиться с заявлением о нарушении своих прав в территориальные органы Госпродпотребслужбы или в суд по месту жительства.
На товаре отсутствует маркировка на украинском языке. Что делать?
Все товары, находящиеся в обращении на территории Украины, должны маркироваться на государственном языке.
Если на товаре отсутствует маркировка на украинском языке - такой товар является фальсифицированным или он был завезен в Украину с нарушением таможенных правил. Это означает, что он может не соответствовать требованиям законодательства о безопасности и отдельным показателям качества.
Как действовать, если заказ не соответствует изображению в меню?
Если в заведении питания Вам принесли заказ:
- который по внешнему виду не соответствует изображенному в меню (кроме случаев, если продавец отмечает возможные различия во внешнем виде)
- содержащий ингредиенты, не указанные в меню или посторонние предметы
- явно не пригодный для употребления (испорченное, несвежее)
- с существенным опозданием (если официант заранее заверил, что блюдо принесут в течение конкретного времени)
можно не платить за заказанное блюдо и требовать бесплатно заменить его на другое.
Если администрация заведения отказывается бесплатно заменить блюдо:
1) Оплатите блюдо и зафиксируйте доказательства нарушения ваших прав: сфотографируйте блюдо, изображение в меню, сохраните чек.
2) Обратитесь с заявлением о нарушении своих прав в территориальные органы Госпродпотребслужбы Украины или в суд по месту жительства.
Если Вы купили продукт с просроченным сроком годности?
Требуйте у продавца заменить его на подходящий или вернуть уплаченные средства. Для замены товара обязательно предъявите чек, подтверждающий покупку.
Если Вы приобрели пригодный продукт, но по внешним признакам он кажется испорченным - это может свидетельствовать о нарушении условий хранения или подделки даты изготовления. Вы можете заменить такой товар или вернуть уплаченные за него деньги.
Куда обращаться за помощью?
Если соблюдение этих рекомендаций не помогло, и Ваше право было нарушено - обращайтесь:
Круглосуточная горячая линия Госпродпотребслужбы:
- 044364 77 80
Адреса (телефоны) территориальных органов Госпродпотребслужбы
- www.consumer.gov.ua.
Если у Вас возникли какие-либо вопросы, нужны услуги компетентного адвоката в Запорожье или любая другая юридическая помощь, запишитесь на консультацию в Юридическое бюро «Линия права» по тел. 063-736-87-33, 066-089-09-26.
