Юридическое бюро "Линия права". Лучшие адвокаты в Запорожье. Звоните +38 (066) 08-90-926, +38 (063) 73-68-733

Защита источников журналистов. Иные права журналистов

Защита источников журналистов. Иные права журналистов. Адвокат в Запорожье. Юридическое бюро Линия права
Имеет ли право журналист оставить в тайне того, кто предоставил информацию? В каких случаях раскрытие источника является обязательным и как защищены права журналистов во время обысков?

Защита источников является одним из базовых принципов независимой деятельности журналистов. Право оставлять в тайне лицо, предоставившее информацию, является тем исключительных правом, которое имеют журналисты, и не имеют другие граждане.

Как защищает журналистов законодательство Украины?

Журналист имеет право не раскрывать свои источники информации и не предоставлять сведения, с помощью которых их можно установить. Законом предусмотрено, что журналист может:
- не раскрывать источник информации или информацию, которая позволяет установить источники информации. Исключением являются случаи, когда суд обязывает журналиста на основе закона (ч. 3 ст. 25 ЗУ «Об информации»).
- на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда (п.11 ч. 2 статьи 26 Закона Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине»)
Итак, два законодательных акты говорят нам одно - только по решению суда журналист должен раскрыть свои источники, и только в случаях, предусмотренных законом.
По раскрытию источников журналистами по уголовным делам, Уголовный кодекс определяет следующее:
- журналисты не могут быть допрошены как свидетели - по конфиденциальной информации, которую они получили при условии неразглашения авторства или источника информации (п. 6 ч. 2 статьи 65 УПК Украины).
- информация, предоставленная журналисту при условии неразглашения авторства или источника информации, - является охраняемой законом тайной. Доступ к такой информации может осуществляться исключительно по решению суда о предоставлении временного доступа к соответствующим вещей или документов (ст. 162 УПК).
- запрещается привлекать к конфиденциальному сотрудничеству при проведении негласных следственных действий журналистов, если такое сотрудничество будет связано с раскрытием конфиденциальной информации профессионального характера (ст. 275 УПК).

К сожалению, законодательство не содержит гарантий сохранения тайны источников информации журналиста во время проведения обыска. Хотя именно во время обыска существует очень серьезная опасность для раскрытия журналистских источников. Поэтому журналисты должны принимать необходимые меры для защиты своих источников и предотвращения доступа посторонних лиц к данной информации.

А что с международным правом?

Важным документом в сфере защиты источников является рекомендация Комитета министров Совета Европы № R (2000) 7 «О праве журналистов не раскрывать свои источники информации», принятая Комитетом министров 8 марта 2000. В этом документе закреплен ряд принципов, которые могут пригодиться журналистам, которым нужно защитить свои права.

Принцип № 1. Право журналистов на нераскрытие
Государство должно обеспечить защиту права журналистов не раскрывать информацию, идентифицирующую источник.

Принцип № 2. Право других лиц на нераскрытие
Другие лица, которые в силу своих профессиональных связей с журналистами получают информацию, идентифицирующую источник - так же должны быть защищены законодательно.

Принцип № 3. Ограничение права на нераскрытие
а. Право журналистов не раскрывать информацию, идентифицирующую источник, не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, что приведены в пункте 2 статьи 10 Конвенции.
Эти ограничения: в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения конфиденциальной информации или для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия.
b. Раскрытие информации, идентифицирующей источник, считается необходимым, если будет доказано, что:
- взвешенных мер, альтернативных раскрытию, не существует или они уже исчерпаны;
- законный интерес по раскрытию источников - значительно превосходит государственный интерес к нераскрытию, помня при этом, что: необходимость раскрытия журналистских источников - должна быть доведена; обстоятельства, через которые раскрывается информация - носят важный и серьезный характер; необходимость раскрытия - отвечает насущной социальной необходимости.

Принцип № 4. Доказательства, альтернативные журналистским источникам
В делах против журналиста о якобы нарушении чести или репутации лица - органы власти должны рассмотреть все доказательства, которые доступны для них по законодательству, но не могут требовать раскрытия информации, идентифицирующей журналистское источник.

Работают эти международные принципы в Украине?

Хотя защита источников журналиста защищается и законодательством Украины, и международно-правовыми актами - на практике, к сожалению, эти нормы не всегда выполняются. Очень часто, правоохранительные органы не обращают внимания на требования законов и требуют раскрыть журналистские источники. И уже потом, в судебном порядке журналистам приходится защищать свои права и доказывать, что раскрытие источников было осуществлено неправомерно.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, нужны услуги компетентного адвоката в Запорожье или любая другая юридическая помощь, запишитесь на консультацию в Юридическое бюро «Линия права» по тел. 063-736-87-33, 066-089-09-26.
Made on
Tilda