На что имеет право покупатель при обнаружении недостатков товара?
В случае обнаружения недостатков товара в течение установленного гарантийного срока по вине производителя покупатель имеет право:
- Требовать возврата средств, потраченных на покупку товара, разорвав при этом договор (если договор существует).
- Требовать замены товара на такой же, либо аналогичный, если таковой имеется у продавца.
Для совершения действий, связанных с возвратом или обменом товаров, необходимо:
- Выяснить, не относится ли данный товар к перечню товаров, которые не подлежат обмену или возврату (например, лекарственные препараты, продовольственные товары, печатные издания, парфюмерия, белье и т.д.). Перечень таких товаров утвержден в приложении 1 постановления Кабинета Министров Украины «О реализации отдельных положений Закона Украины «О защите прав потребителей»» от 19 марта 1994 №172. Также просим обратить Ваше внимание на то, что законодатель не отождествляет понятия «продовольственный» продукт и «пищевой» продукт. В случае приобретения непригодного к использованию пищевого продукта законодательство предусматривает обязанность продавца заменить его или вернуть потребителю оплаченные им деньги.
- Иметь явные доказательства приобретения конкретного товара у конкретного продавца. Как правило, такие доказательства предоставляются в виде чека (если его нет, можно предъявить что-нибудь наподобие накладной). Для товаров, на которые устанавливается гарантийный срок, для подтверждения гарантийного срока должен быть в наличии технический паспорт (либо другой документ, который его заменяет) с отметкой о дате продажи.
- Определиться, какую именно претензию покупатель хочет предъявить и имеет ли эта претензия признаки определенного законодательством понятия «товар надлежащего качества».
- Он вообще не может быть устранен.
- Его устранение требует более 14-ти календарных дней.
- Он существенно делает товар совершенно не таким, каким он предусмотрен в договоре.
Также отметим, что в случае выявления потребителем недостатка, который не соответствует критериям понятия «существенного недостатка», но если этот товар не соответствует общепринятым требованиям, которые предъявляются к нему, то на протяжении гарантийного срока потребитель имеет право требовать:
- Пропорционального уменьшения цены товара.
- Безвозмездного устранения недостатка в разумный срок.
- Возмещения расходов на устранения недостатка товара.
Куда обращаться, если продавец продал товар ненадлежащего качества?
Существует несколько учреждений, в которые Вы можете обратиться. Естественно, одним из них является суд, который находится по месту проживания, месту нанесения вреда или исполнения договора. Для подачи искового заявления необходимы такие документы:
- Копия обращения к продавцу.
- Вывод экспертизы о несоответствии товара установленным требованиям качества.
- Копия документа, который свидетельствует о факте приобретения товара.
- Копия технического паспорта.
Если же вы хотите избежать судебного разбирательства, то можно обратиться в Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей в соответствующем регионе. В случае нарушения продавцом прав потребителя последний имеет право обратиться в уполномоченный орган с устным, электронным или письменным обращением (жалобой). Обращаем внимание на тот факт, что в суде решается вопрос и моральной компенсации в связи с продажей товара ненадлежащего качества.
Для того, чтобы совершить данную процедуру, потребуются такие документы:
- Копия обращения к субъекту хозяйствования.
- Копия документа, который свидетельствует о факте приобретения товара.
- Вывод экспертизы о несоответствии товара указанным требованиям качества.
Отметим, что срок рассмотрения такого обращения составляет один месяц со дня получения органом такого обращения. Если в течение месяца не удалось решить вопрос о нарушении, продавец устанавливает необходимый термин для его рассмотрения, о чем сообщается заявителю. При этом общий термин решения не может превышать 45 дней. Если у обратившегося с жалобой гражданина есть льготы, то такое обращение рассматривается в первоочередном порядке.
Если у Вас возникли какие-либо вопросы, задавайте их в комментариях либо запишитесь на консультацию Юридического бюро «Линия права» по тел. 063-736-87-33, 066-089-09-26, на сайте https://linia-prava.in.ua или социальных сетях Facebook и Іnstagram.